Этика

Этика
        (греч.) Названием и выделением в особую научную дисциплину Э. обязана Аристотелю, но основы ее были заложены еще Сократом. Первые этич. размышления можно встретить уже в изречениях Семи мудрецов, разумеется, без к.-л. философского обоснования. Этико-религиозными вопросами основательно занимались Пифагор и его школа. Повторное рождение, исходя из теории переселения душ, рассматривалось как расплата за предшествовавшее существование, не удовлетворявшее этич. нормам. Антидемократич. аристократич. позиции пифагорейцев разделяли Гераклит и элеаты. Э. Демокрита была ориентирована на рабовладельч. демократию полисов. Удовольствия, возникающие из чувств, возбуждений, Демокрит считал сомнительными и относительными. Истинное счастье (Eudaimonia) возникает при ровном и мирном настроении, которое обусловлено едва Заметным движением атомов огня. Познание истины есть предпосылка достижения душевного покоя. Антропологич. направление, которое философия приняла у софистов, б. ч. настроенных демократически, повернуло ее к этич. проблемам. Некоторые софисты видели в естеств. побуждениях человека основу норм поведения и отрицали необходимость подчинения индивидуума существующим юридич. нормам. Против отрицания обязательных нравств. норм было направлено учение Сократа о морали. По его мнению, сознательно нельзя действовать неправильно. Тот, кто имеет правильные взгляды, поступает хорошо и благодаря этому счастлив. Следовательно, добродетели можно научить. Однако дать определение этому подлежащему изучению добру Сократ не смог. Киники видели добро в добродетели, а добродетель в непритязательности, ибо считали, что рабом человека делают его желания. Киренаики, как представители гедонизма, видели добродетель в способности к наслаждению. Борьба между обоими воззрениями отражала противоположности внутри полиса. Платон, Аристотель, Эпикур, Стоя соглашались с Сократом в том, что добродетель и счастье вырастают из познания и что, следовательно, все мудрые — добродетельны и могут быть счастливы. Для Платона высшее благо состоит в познании идеи, в особенности идеи добра. В дополнение к своей психологии Платон выдвинул осн. добродетели. Аристократич. мораль Платона адресована не отдельному индивидууму, а всему человеч. роду. Аристотель видел высшее счастье для каждого отдельного существа в проявлении его природы. Но природа, сущность человека, по Аристотелю, — это его разум, способность употребления разума есть, следовательно, добродетель, и использование разума само по себе приносит удовлетворение и наслаждение. Различие между этич. добродетелями, связанными с характером человека (храбрость, самодисциплина, щедрость), и дианоэтич. добродетелями, связанными с его разумом (ум, проницательность, понятливость, мудрость), определяется различием между здравым смыслом и мышлением.
        Поскольку человек — существо политич. (zoon politikon), то его добродетель может реализоваться только в государстве. Для Стой единств, средство сделаться счастливым — умение правильно соотносить желание и действия. Мудрый стремится быть независимым в своих поступках от внешней среды. Поздняя Стоя стремилась к жизни в согласии с природой. По своей природе человек является существом обществ., общество представляется стоикам как космополитич. мировое государство. Э. Эпикура носит ярко выраж. индивидуалистич. черты. Чувство удовольствия признавалось критерием того, что сообразно с природой. Духовное наслаждение превыше телесного, продолжительное и спокойное состояние — кратковрем. и неспокойного. Цель действий — достижение внутр. безмятежности и отсутствие страданий. Эпикур отстаивал свободу воли и был равнодушен к государств, и политич. делам, высоко оценивал дружбу. Существовавшим ранее индивидуалистским воззрениям скептики противопоставляли единодушное мнение, что не знания и суждения, а воздержание от суждений служит предпосылкой к счастью, они отрицали возможность познания. Э. Стой, Эпикура и скептиков отразила отход от полисной системы и ее распад. Их господствующее положение в соответствующих философских системах было признанием мнения, что философия перед лицом неустойчивых обществ, отношений должна оказывать поддержку и жизн. помощь человеку. В Риме (за исключением отдельных представителей научной Э. — Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия) признавалась преим. практически ориентированная Э. Влияние этич. наследия Стой и Эпикура было весьма существ. По Филону, высшее благо — это экстатич. слияние с богом. Чтобы этого достичь, необходимо не только владеть собой, но и искоренять аффекты. Поворот к религиозному мистицизму можно констатировать также в неоплатонизме. Согласно Плотину, блаженство состоит в совершенной жизни, но достичь этого возможно лишь в мышлении. Связь души с телом — основа всех зол, очищение души от всего чувств, служит предпосылкой к счастью и само по себе добродетельно. Этот тезис развил Порфирий, требуя аскетич. упражнений, безбрачия, отказа от зрелищных представлений и т. д. Влияние этой теории испытало раннее христианство, Э. которого основывается на откровении и вере, отправная точка последних не в обществе и не в человеке, а в боге.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Этика" в других словарях:

  • этика — этика, и …   Русский орфографический словарь

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • Этика —  Этика  ♦ Éthique    Часто служит ярким синонимом морали. Поэтому, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все таки говорить не этика, а мораль. Но если такую цель поставить? Этимология здесь нам не помощница. Слова «мораль» и… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЭТИКА — ЭТИКА, этики, мн. нет, жен. (от греч. éthos обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭТИКА — [лат. ethica < гр. ethos обычай, характер] 1) совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде; учение о морали, нравственности; 2) система норм, мораль какой л. общественной группы или профессии.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • этика — и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС 1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. 2. Нормы поведения, мораль… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭТИКА — (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1 ) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… …   История Философии: Энциклопедия

  • Этика — ученіе о нравахъ ( нравственности), мораль. Этическій къ этикѣ, къ нравамъ относщійся. Ср. Кричимъ мы громко: этика! Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариѳметика; Въ итогѣ авантажъ. *** Афоризмы. Ср. Отъ ставки воздержаться не можемъ, а туда же о… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • этика — мораль, нравственность; моральный кодекс, этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • Этика — (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем. (лат. ethica, от гр. ethos –… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭТИКА — (греческое ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»